ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА

08.11.2018

Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от интернета считаются клинический психолог К. Янг и психиатр А. Гольдберг. В широком смысле под интернет-зависимостью понимается нехимическая зависимость от пользования интернетом, характеризующаяся стремлением ухода от реальности путем достижения особого эмоционального состояния удовлетворенности, уверенности в себе, которого иным путем человек достичь, в силу различных причин, не может. В основе интернет-зависимости - навязчивая потребность личности в использовании интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами.

Интернет-зависимость является одной из современных проблем, угрожающих нервно-психическому здоровью человека. Погружаясь в иллюзорный мир, не осознавая это, человек начинает воспринимать его как часть реального. Кроме этого, не стоит забывать о «суицидальном» контенте. Ежегодно в мире, по данным Всемирной организации здравоохранения, более 800000 человек погибают в результате суицида. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека c 1 ноября 2012 г. по настоящее время была проведена экспертиза 5684 ссылок на страницы сайтов, из них по 5532 ссылкам были приняты решения о наличии на страницах сайтов запрещенной информации о способах совершения самоубийства и (или) призывов к совершению самоубийства.

Сегодня интернет-зависимость превратилась в серьезную общественную проблему, требующую специального изучения. Наибольшая предрасположенность к возникновению интернет-зависимости наблюдается у людей, имеющих трудности в межличностном общении. Подростковый возраст относят к одним из критических периодов психического развития. В связи с этим, именно подростки предрасположены к возникновению различных видов зависимости, в том числе интернет-зависимости.

Психолого-педагогические характеристики личности интернет-зависимых подростков затрагивают различные сферы. В эмоционально-волевой сфере это высокие показатели личностной тревожности, депрессии, агрессивности и враждебности, а также низкие показатели силы воли, стрессоустойчивости, самооценки и уверенности в себе. В коммуникативной сфере - повышенный уровень одиночества и конфликтности. В мотивационной сфере - направленность в сторону избегания неудач. Увлеченность миром виртуального пространства и неспособность противостоять заманчивости глобальной сети интернет провоцирует формирование зависимого (аддиктивного) поведения у подростков.

Было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучениеинтернет-зависимости подростков, на базе МБОУ «СОШ № 1» г. Лесосибирска. Выборка представлена подростками в возрасте 13 - 14 лет в количестве 40 человек. В качестве диагностического инструментария были использованы методики: тест Кимберли Янг на интернет-зависимость (в адаптации В.А. Лоскутовой) и опросник «Поведение в интернете» А.Е. Жичкиной.

Анализируя результаты проведенного экспериментального исследования, выяснили, что более половины подростков (55 % испытуемых по методике К. Янг и 50 % испытуемых по методике А.Е. Жичкиной) абсолютно не склонны к интернет-зависимости. Эти подростки оптимистичны, социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том числе противоположного пола. Компьютер для них - нечто вроде хобби: они могут интересоваться поиском в удаленных базах данных для получения информации, учебы, в познавательных целях, или, к примеру, играть в ролевые групповые игры.

Чрезмерное увлечение интернетом выявлено у 32,5 % испытуемых по методике К. Янг и у 37,5 % испытуемых по методике А.Е. Жичкиной. Подростки, склонные к интернет-зависимости, используют интернет для общения, знакомства с другими людьми, отдыха. Социальные сети дают подростку возможность почувствовать, что у него много друзей, что он может ощущать себя частью группы, рассказывать о том, что задевает его за живое, т.е. может проявлять себя так, как в жизни для него пока еще сложно. В мире интернета нет строго определенных норм и правил, здесь каждый может казаться тем, кем хочет, и это позволяет подростку чувствовать себя абсолютно свободным, раскрепощенным, безнаказанным и даже всемогущим.

Высокий уровень интернет-зависимости выявлен у 12,5 % подростков по двум методикам. Это выражается в каждодневном посещении большинством опрошенных глобальной сети интернет, превышении запланированного времени посещения интернета (в среднем 10-20 часов в неделю), пренебрежении личными делами в связи с пребыванием в интернете. У интернет-зависимых подростков отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от интернета, а уж тем более прекратить работу в сети. При вынужденном отвлечении от интернета у подростков возникают досада и раздражение, навязчивые размышления об интернете в такие периоды. Интернет-зависимые подростки стремятся проводить за работой в интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного интернет-сеанса.

Интернет-зависимые подростки готовы лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту посещения интернета. Они способны и склонны забывать при посещении интернета о домашних делах, учебе, обязанностях, важных встречах, пренебрегая занятиями. Интернет-зависимые подростки не желают принимать критику подобного образа жизни со стороны родных, педагогов. Они готовы мириться с потерей друзей и круга общения из-за поглощенности сетью интернет.

На основе результатов исследования была разработана и апробирована программа по первичной профилактике интернет-зависимого поведения подростков. Цель программы: профилактика интернет-зависимого поведения подростков. Для проведения занятий подростки были разделены на две группы, в которых равномерно распределили испытуемых, не склонных к интернет-зависимости, испытуемых с чрезмерным увлечением интернетом и испытуемых с высоким уровнем интернет-зависимости.

Для оценки результатов эффективности программы по первичной профилактике интернет-зависимого поведения подростков провели сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента, оценили эффективность разработанной программы профилактики интернет-зависимости подростков. Проанализировав результаты повторной диагностики склонности к интернет-зависимости, отмечено, что произошли положительные изменения: увеличилось количество подростков, не имеющих склонности к интернет-зависимости, уменьшилось число подростков, страдающих интернет-зависимостью, имеющих склонность к ее формированию.

Таким образом, в ходе реализации программы произошло сдерживание нарастающей увлеченности подростков интернетом и ослабление тенденции к формированию у них интернет-зависимости. Обнаружено сдерживание негативного воздействия интернета на личность подростка за счет включения его в социально-ориентированные виды деятельности, способствующие его саморазвитию, самовоспитанию и самореализации, коммуникации с окружающими в реальном, а не виртуальном пространстве. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что программа, направленная на профилактику интернет-зависимого поведения подростков, дала положительные результаты.

На основе вышесказанного можно констатировать, что систематическая работа по профилактике интернет-зависимости служит условием прекращения ее прогрессирования, так как способствует формированию у подростков осознанного отношения к использованию интернета, уменьшению количества времени, проводимого ими в сети, снижению уровня зависимости, приобретению эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов, конструктивных навыков межличностного общения и решения стрессовых ситуаций, повышению уровня коммуникабельности, самооценки, уверенности в себе, стрессоустойчивости.

Источник: https://infourok.ru/internetzavisimost-v-podrostkovom-vozraste-diagnostika-i-profilaktika-3113660.html

© 2018 Закат 99.1
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать